Статья из цикла «Записки сибирского наружника»
РПК «Пятый уровень» при содействии МПА «Рекламист» продолжает цикл статей, посвященных особенностям наружной рекламы разных стран. Все фотографии, использованные в материале, эксклюзивны и выполнены сотрудниками агентства. С предыдущими статьями можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://www.5-level.ru/articles/
Монголия упоминается в
исторических источниках с 8 века. На её территории находятся древнейшие
памятники искусства: буддийские храмы, каменные стелы, изображения
животных, выбитые или нанесённые краской на скалах. Наложило ли это
богатое наследие отпечаток на современное коммерческое творчество –
наружную рекламу?
Если прибыть в страну воздушным путём, нас
встретит аэровокзал Улан-Батора. Сразу бросается в глаза, что некоторые
буквы на вывеске «sky department store» разных оттенков красного цвета:
видимо, у некоторых букв лицевая часть была заменена. Вызывает
удивление и дублирование вывески. Возможно, при монтаже новой вывески
на демонтаж старой просто не хватило средств.
Рекламные щиты на переходных мостах выглядят старовато, без подсветки, а то и вовсе пустуют.
Некоторые выглядят вполне профессионально.
Но профессионалов, видимо, не хватает. В данном случае не качественно была проведена работа по дизайну, подбору и креплению материала.
Современные рекламные конструкции часто входят в диссонанс с фасадами зданий исторической архитектуры.
Огромные колонны, стоящие перед банком, создают странное ощущение незаконченности или полуразрушенности. Вывеска из-за такого «декора» становится совершенно не читабельной.
Иногда встречаются современно стилизованные варианты оформления фасада, выделяющиеся яркими пятнами на фоне общего вида наружной рекламы столицы. Хотя такой дизайн был актуален лет 5 назад.
А в данных случаях оформления входной группы чётко просматривается европейский стиль.
На тротуаре можно встретить такую оригинальную
конструкцию типа сити-формат, с «мусоркой» для курящих в виде
сигаретного фильтра, хотя в Новосибирске такой вид рекламоносителя
появился недавно и считается новым. Рекламу размещают на боковых полях
мусоросборных контейнеров.
Данная входная группа оформлена с помощью граффити - экономичное решение, не требующее больших затрат. На вид напоминает ночной клуб, но если увеличить, можно прочитать надпись - это магазин одежды.
Монументальная конструкция: национальные символы соединены в единую композицию. Оказывается, монголы уже давно знали такие символы как: Play, Rew, Rec! На самом деле, это «Соёмбо» - (от санскр. swayambhu — «самозародившийся», письм. монг. soyombu, soyongbu) является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию. Символ «Соёмбо» с давних пор считается национальной эмблемой свободы и независимости. Каждый элемент знака, кроме своего буддийского толкования, имеет более древнее значение.
На примере стелы можно увидеть совмещение элементов национальной письменности и дизайна. Металлическая конструкция облицована нержавеющей сталью с встроенным объемным элементом.
Порой, наружная реклама представлена не в лучшем виде: данная вывеска отлично «гармонирует» с фасадом здания.
Ошибка этого проекта заключается в том, что при производстве вывески был использован слишком тонкий материал, поэтому она приобрела ненадлежащий вид.
Даже такая мелочь, как свисающая верёвка или сломанная часть ограждения, может безнадёжно испортить уже и без того угрюмый вид фасада.
Иногда встречаются совсем казусные, на русский взгляд, «экспонаты». Но если написать все правильно по-русски, то на монгольском это будет звучать достаточно странно.
И всё же Улан-Батор - это столица Монголии.
Этот статус подтверждают современные строения с оригинальной
подсветкой. Когда одни жители уже спят, другие наслаждаются огнями
ночного города.
Алексей Худолей, директор рекламно-производственной компании «Пятый уровень»:
-
В целом, рекламная архитектура Монголии не несет в себе каких-то
особенно ярких, креативных идей и решений. Возможно, это обусловлено
элементами культуры этой нации. Люди проще относятся к вещам, они не
притязательны и не слишком требовательны к окружающей архитектуре.
Параллельно этому, заметно, что производители наружной рекламы не
получают достаточных средств для реализации масштабных и интересных
проектов.
Сергей Крыцын, директор РТК «Фотон»:
-
Состояние наружной рекламы, по-видимому, отражает состояние экономики
Монголии на сегодняшний день, которая только начинает привлекать
внешних инвесторов. Судя по представленным на фото брендам, с
инвесторами пока не густо. Вывески напоминают российский уровень лет 15
назад. Правда, маловато ночных фотографий, поэтому трудно судить об
уровне тамошних наружников при работе с неоном и светодиодами. Хотелось
бы поблагодарить авторов статьи за полезную информацию о монгольской
наружке, а на будущее пожелать «так держать» и привозить из своих
путешествий новые впечатления и побольше фотографий.
*Хар-хох
- традиционное монгольское блюдо, состоящее из баранины, приготовленной
по древнему рецепту. Свежее мясо, овощи, картофель нарезают и
укладывают во флягу, установленную на открытом огне. Внутрь доливают
речной воды, бросают гладкие камни, которые лишь слегка обжаривают и
пропекают мясо с гарниром. Через полчаса кушанье готово.
Станислав Болгов
Фотоотчёт